Учреждение доступно для детей с РАС и ОВЗ
  • +7 (473) 236-93-23

Описание основной образовательной программы

 Копия Основной образовательной программы дошкольного образования "Мир детства"

 Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №143» разработана в соответствии с:

  - «Законом об образовании в Российской Федерации» (принят ГД  21 декабря 2012 года N 273-ФЗ);

  - «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от15.05.13);

   - приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- нормативными документами регионального и муниципального уровней.

   ООП МБДОУ "Мир детства" разработана  с учетом    Примерной образовательной программы дошкольного образования  «Детство» / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева др./. Парциально используются программы: «Танцевальная мозаика» /С.Л.Слуцкая/, «Ритмическая мозаика» /А.И.Буренина/,  "Безопасность", /Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина/«, Развитие речи детей» / О.С. Ушакова/, «Музыкальные шедевры» / О.П. Радынова/, «Изобразительная деятельность в детском саду» / И.А. Лыкова/, «Юный эколог» /С.Н. Николаева/.

   Коррекционная работа с детьми логопедических групп проводится  по АООП МБДОУ "Мир детства", разработанной на основе ООП МБДОУ "Мир детства" и примерной адаптированной основной образовательной прогаммы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /Л.В.Лопатина/.

    Коррекционная работа с детьми с расстройствами  аутистического спектра (РАС) проводится по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с РАС МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 143» «Мы вместе», разработанной  на основе  ООП ДО МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 143» «Мир детства» и с учетом примерной  адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с РАС.    

  Программа «Мир детства» определяет содержание и организацию образовательной деятельности для воспитанников МБДОУ.

Цель Программы:

создание  каждому ребенку в детском саду возможностей для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Задачи  Программы:

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,

реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Задачи Программы по развитию и воспитанию ребенка:

Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:

- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

- осуществление необходимой квалифицированной коррекции недостатков в развитии речи ребенка;

- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;

- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;

- органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;

- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Ведущие условия реализации Программы:

- создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника, и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста;

- обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе.

- ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.

Принципы реализации Программы:

- полноценное проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество с семьёй;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

- учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений

Эффективной реализации задач образовательной деятельности способствует использование парциальных программ, образовательных проектов (комплексно-тематического планирования) и программ дополнительного образования по развитию речи (риторике), хореографии, экспериментально-познавательной деятельности. Образовательные проекты, парциальные и дополнительные программы  интегрируются в содержание обязательной части Программы, их освоение воспитанниками осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Характеристика и режим работы МБДОУ

МБДОУ работает в режиме 5-ти дневной недели, выходные дни – суббота, воскресенье.

В детском саду функционируют:

– 10 групп в режиме  полного дня с 12-часовым  пребыванием воспитанников (с 07.00 до 19.00 час)   общеразвивающей направленности для детей от 2 до 8 лет;

– 2 группы в режиме  полного дня с 12-часовым  пребыванием воспитанников (с 07.00 до 19.00)   компенсирующей направленности для детей от 5 до 8  лет с нарушениями речи;

– 1 группа сокращенного дня для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с 8-ми часовым пребыванием воспитанников (с 08.00 до 16.00)

В МБДОУ созданы условия для детей с ограниченными возможностями здоровья: для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА).